“Менеджеры туризма” из Бурятии знают ориентирование. О.В. Алексеева старший преподаватель Восточно-Сибирской Государственной Академии Культуры и Искусств. г. Улан-Удэ. Спортивное
ориентирование глубоко уходит корнями в историческое прошлое. Передача
знаний, умений и навыков этого вида спорта в России не стояли на главном
месте, и не сразу спортивное ориентирование у нас в
стране стало практиковаться. Предметы
“Туризм и Ориентирование” преподавать
стали, только в 50- х годах на факультетах физического воспитания, а
позже в 70 – х начинают обучать географов на географических факультетах при университетах
страны. Современная
концепция образования строится на новых подходах в выборе новых специальностей
и направлений в подготовке кадров.
Большинство высших учебных
заведений, учитывая направления
и требования современного образовательного процесса, ищут эффективные подходы в обучении профессиональной подготовки
будущих специалистов и в соответствии с этим выстраиваются учебные планы.
Восточно –
Сибирская Государственная Академия Культуры и Искусств г. Улан - Удэ
- Вуз гуманитарного образования. Проанализировав потребности и специфику
Байкальского региона, на факультете
Культурного и Природного Достояния открыта специализация
менеджмент туризма, специальность менеджер туризма. Новая специальность
требует новые формы и методы
обучения, а также специалистов хорошо подготовленных в современных условиях. Современный
менеджмент представляет собой тип организационной системы управления,
а также процесс деятельности. В данной специальности деятельностью выступает
туризм. Будущие менеджеры туризма должны не только знать управленческие
аспекты, но и технологию формирования туристского продукта.
Выстраивая учебный план специализации ввели активные виды туризма ( пешеходный, водный, горный, конный,
лыжный), где необходимым элементом выступает ориентирование. Одним из первых
вариантов обучения – это проведение часов по ориентированию (8 часов)
в рамках программы по предмету спортивно – оздоровительный туризм, но
проанализировав программу, было предложено – “Ориентирование” выделить
как отдельную дисциплину, это дало студентам
получать более качественные
знания для использования в проектировании и формирования туристских
услуг для туристов. Студенты данной
специализации обучаются специальной
прикладной подготовке, особенно проектированию и обследованию туристской услуги “поход”, которая
тесно связана с работой в полевых условиях. Большинство ребят, закончив
среднюю общеобразовательную школу
не знают, как правильно вести себя в природе, ориентироваться в лесу,
читать карту. Будущему специалисту, который создает услугу “поход”
должен и обязан сам хорошо владеть этими навыками, чтобы заниматься
проектированием для других. Спортивное
ориентирование дает возможность не только приобрести прикладные навыки,
но и выработать у студентов качества менеджера, которые пригодятся в
будущей профессии – гибкость ума, скорость действий, внимания, мышления. Настоящая программа предмета Ориентирование, рассчитана на один семестр 1-
го курса и взаимосвязь с дисциплинами
\ топография, картография, организация спортивно – оздоровительного
туризма \ в количестве 40 часов. На 2 –ом курсе
в рамках предмета “ Организация и методика детского юношеского туризма” студенты организуют соревнования для детей по ориентированию (парковое). Используются
такие формы проведения занятий, как лекционные, так и практические. В основу программы вошли темы
типовых программ дополнительного
образования и используются элементы индивидуального проектирования туристского
продукта. Студенты принимают
участие в организации и проведения спортивных соревнований, которые
проводит ежегодно федерация спортивного ориентирования республики Бурятии и основной задачей перед
ними стоит развивать организаторские способности в умении организовывать
массовые мероприятия ( судейство, оформление, социологические исследования). Производственная
практика “Организация и экономика детского юношеского туризма” на 2 курсе, для
будущих менеджеров тесно связана с работой
с детьми ( полевые лагеря, оздоровительные, городские и других
формы проведения), где студенты используют свои знания по ориентированию на практике. Проводят кружковую работу с детьми,
организуют соревнования, обучающие
экскурсии элементами по ориентированию, играют подвижные игры. Практические
занятия на пассивной практике ( посещение кружков в учреждениях дополнительного
образования и общеобразовательных школах) дают возможность научиться
студентам разрабатывать программы и составлять методические рекомендации
по организации, и проведению
не только туризма но и ориентирования для детей. Одним из направлений
работы со студентами это проектирование учебных полигонов и туродромов
для туристских баз республики, включая
полигон для обучения отдыхающих азам ориентирования, и разработка концепций
проектной документации по ориентированию. Обучение студентов
не может ограничиваться аудиторным получением знаний, с первых же занятий
выстраивается практическая взаимосвязь
с представителями федерации
( туризма и ориентирования), людьми занимающимися подготовкой
как ориентирования так и туризма. Активно оказывают
помощь в подготовке студентов ведущие специалисты и методисты республики
Бурятии Осипов Е., Колосова Л.А., Бухаева Г.П., Фокина Н., Задевалова
С.В. Программа по дисциплине “Ориентирование”, выстраивается
в соответствии с календарным планом федерации спортивно – массовых мероприятий
, что дает возможность полно и реально обучить студентов практическим
умениям и навыкам в организации
и проведении массовых мероприятий. Традиционно
для студентов этой специализации становится
и проведение соревнования “Студенческая весна”, где основной
задачей стоит привлечь и научить студентов- новичков ориентированию.
Сотрудничество,
и плановое построение программы по спортивному ориентированию в новой
специализации гуманитарного
вуза дает основания в развитии
заинтересованности у молодого поколения к спортивному ориентированию,
а также в поддержании спортивного ориентирования в развитии,
как вида спорта. |